Наблюдение. Научная основа Раджа-йоги.

СВАМИ ВИВЕКАНАНДА объясняет научную основу раджа-йоги и то, насколько важную роль играет наблюдение в этом процессе. 

Все наши знания основываются на опыте. В основе знания, полученного путем умозаключения: от частного к общему или от общего к частному — лежит практический̆ опыт. В так называемых точных науках люди легко находят истину, потому что она апеллирует к определенному опыту каждого человека. Учёный̆ не предлагает вам во что-то верить; у него есть определенные результаты, полученные из его собственного опыта, и, опираясь на них, когда он просит нас поверить в его выводы, он апеллирует к какому-то общему опыту человечества. 

В любой точной науке есть базовые знания, общие для всего человечества, поэтому мы сразу можем увидеть, являются ли его выводы истинными или ложными. Теперь возникает вопрос: есть ли подобная основа у религии или ее нет? Я должен ответить на этот вопрос одновременно утвердительно и отрицательно. 

Читать дальше

Любовь всегда есть здесь и сейчас

 
Барбара Дж. Левин О’риордан делится своим опытом призыва любви и осознанием того, что любви не нужны объяснения.
Раньше мой девиз был: «Я всегда могу сделать еще один небольшой шаг». Мне всё еще он нравится, но у меня появился новый девиз, и он вышел на первое место: «Любовь всегда есть здесь и сейчас». 
Духовный Учитель XX в. Бабуджи Махарадж говорил, что мы можем «призвать Любовь». 
Несколько месяцев назад кто-то оскорбил меня в довольно неприятной форме, но я решила, что больше не хочу тратить свое время и реагировать привычным образом, например, уйти или проявить агрессию. Я делала это слишком много раз и прекрасно понимала, что это вообще никуда не ведет. Поэтому я стала призывать Любовь. Я попросила внутри себя: «Наполни меня Любовью, чтобы я могла давать ее каждому, и пусть будет так». Я была поражена, как реакция Природы последовала незамедлительно. Я почувствовала, что Любовь вошла в меня и направилась в сторону человека, который оскорбил меня. 

Читать дальше

Движение и равновесие

Как движение и равновесие создают любую динамику или застой в природе и в нашем внутреннем состоянии? ВИКТОР КАННАН исследует эту тему в стремлении объяснить, как мы можем находиться в динамичном состоянии и в то же время сохранять гармонию и равновесие. 

Без разницы атмосферного давления не было бы ветра. Без разницы в высоте не было бы вида. Без разницы уровня не было бы потока воды. И чем больше разница, тем поток сильнее, тем он более шумный и разрушительный, а также впечатляюще великолепный. 

Читать дальше

Искусство общения: как реагирует наше сердце в каждый момент встречи?

 Вы заметили, как состояние счастья влияет на вашу способность общаться? РОЗАЛИНД ПЕРМЕЙН делится своими мыслями о том, как мы соединяемся с другими людьми через различные измерения своего сердца. 

Ежедневно у нас происходит бесчисленное количество коммуникаций с другими: когда мы встречаем на улице знакомых или соседей, когда проводим время с семьей или друзьями, когда работаем и играем. Если вы начнете обращать внимание, то обнаружите, что наше сердце всегда так или иначе принимает участие в этих встречах. 

Существует три разных измерения нашего сердца, которые помогают нам соединяться друг с другом. Можно провести здесь параллель с музыкальными инструментами.

НАСТРОЙКА НА ОДНУ ВОЛНУ

Первая параллель похожа на то, как мы радуемся в песне, или танце, или игре на музыкальном инструменте, — или даже играя с малышом. Мы должны споймать ту же ноту, ту же силу или ту же форму движения, ту же музыкальную фразу. Мы присоединяемся к человеку, сонастраиваемся с ним. Иногда мы чувствуем, что всё идеально и созвучно, и тогда мы незамедлительно ощущаем радость от встречи. 

 В трудные моменты бывает всё наоборот: мы пытаемся общаться с оптимизмом, в то время как другой человек безразличен, расстроен или опечален. Тогда во время общения мы можем чувствовать дисгармонию или раздражение. Но, если мы остановимся, прислушаемся к человеку и постараемся почувствовать его, попытаемся настроить свой сердечный радар, тогда мы сможем найти способ подключиться и начать общаться. Это похоже на поиск волны радиостанции. 

Читать дальше

Несчастный и волшебный:для парадоксальных времен

НИПУН МЕХТА рассказывает своим студентам, что они могут сделать, чтобы изменить жизнь своего поколения. 


Итак, сегодня выпускной, день, который бывает только раз в жизни. Цитируя слова Тейлор Свифт, я могу объяснить, как вы себя сейчас чувствуете: «Счастливо, свободно, смущенно и одиноко, несчастно и волшебно одновременно». Кто бы мог подумать, что в этот знаменательный день мы будем цитировать слова мудрости Тейлор Свифт! 

Сегодня у меня есть для вас хорошие новости и плохие. Сперва расскажу хорошие. Вы можете удивиться, услышав это, но вы собираетесь выйти в мир, который сейчас находится в хорошей форме, на самом деле, даже в лучшей форме, чем когда-либо. Обычный человек среднего достатка никогда не был так хорошо накормлен, чем сейчас. Детская смертность никогда не была такой низкой; в среднем мы живем дольше и являемся более здоровыми. Детский труд, неграмотность и грязная вода перестали быть глобальной нормой. Идет расцвет демократии, а рабство уходит. Людям нет необходимости тяжело трудиться, просто чтобы выжить. В 1895 г., чтобы сделать велосипед, требовалось 260 часов работы, сегодня на это уходит в среднем 7,2 часа. 

Читать дальше

Принципы йоги в бизнесе

Беседа со Сьюзен Николь


В.: Вы прошли весьма вдохновляющий путь с момента создания своей первой компании yogitoes® inc. Расскажите о том, как это было. 

С.Н.: Вдохновение пришло ко мне во время практики Аштанга Йоги на моем коврике для йоги. В то время на рынке не было представлено полотенец для йоги, и ко мне в голову пришла идея: «Ага! Почему бы не создать такой полезный продукт для практикующих йогу?» 

В.: Как в развитии своей компании вы применяли принципы йоги? 

С.Н.: Когда я запустила проект yogitoes®, у меня уже был десятилетний стаж практики и сертификат преподавателя. Моя практика очень помогла при создании компании. Ключевым инструментом в развитии компании был принцип «присутствия на йога-коврике», это значило то же самое, что и находиться в постоянном присутствии в моменте «сейчас» и быть открытым к неожиданным поворотам, которые раскрывают тебя и ведут к следующему шагу. Быть спокойным, слушать, а затем действовать. 

Читать дальше

МЕЖДУ СТИМУЛОМ И РЕАКЦИЕЙ

Беседа с д-ром Джеймсом Р. Доти. Интервью провел Джон Малкин, август 2016 г. 

 В.: Ваша книга «Компас сердца» — замечательное, просвещающее чтение. В книге вы собрали воедино многие события своей жизни, включая изучение медитации и визуализации в детстве в Ланкастере, штат Калифорния, в магазине Cactus Rabbit Magic; свой предсмертный опыт; банкротство, будучи мультимиллионером; и в конечном итоге переквалификацию в нейрохирурга. В итоге вы создали Центр сострадания и альтруизма, исследований и образования в Стэндфордском университете восемь лет назад. Я хочу услышать о вашей профессии хирурга, но, пожалуйста, начните с истории о Центре сострадания и альтруизма, исследований и образования (CCARE). Иногда людям кажется, что сострадание — это нечто внутреннее, неопределенное и трудное для описания и что изучение сострадания относится к гуманитарной науке. Каким образом вы изучаете сострадание и альтруизм и что вам удалось обнаружить? 

 Д.Д.: У меня был большой интерес к тому, как реагирует мозг на процесс медитации, и мои исследования продолжались в течение последних трех десятилетий, первоначально их возглавлял Рик Хэнсон. Меня особенно заинтересовало и продолжает интересовать то, что в основе многих медитативных практик лежит сострадание: сострадание к себе и, конечно, сострадание к другим.Когда я начал изучать этот вопрос, то понял, что наше выживание связано с воспитанием и заботой о своем потомстве. Для человеческого рода это предполагает заботу не только о своих потомках, но и о других людях. Наши дети воспитываются 15 или более лет после рождения в отличие от других млекопитающих, которые просто сбегают в лес после рождения. Поэтому наше потомство нуждается в основательном обучении, пока они перенимают формы нашего поведения, чтобы научиться выживать. Однако цена для нашего вида, для родителей или для матери огромная — приходится жертвовать своим временем, ресурсами и энергией. Без этого воспитания, заботы и опеки наши дети не выживут. В результате глубоко укоренившаяся или записанная в наших мозгах «система вознаграждения» основана на образе нас, заботящихся о других, прежде всего о потомстве нашего вида, но мы также заботимся обо всех живых существах. Таким образом, когда мы действительно заботимся о других, в зонах мозга, входящих в «систему вознаграждения», увеличивается метаболизм. Это глубоко укоренилось в нас и определяет то, кем мы являемся и чем мы являемся как вид. 

Поскольку мы эволюционировали от нуклеарной семьи во враждебной среде до племен охотников-собирателей во враждебной среде, в группах от десяти до пятидесяти человек, — требование проявлять сострадание и заботу о других было особенно важным. Ведь если человек в нашем племени или в нашей группе страдает, это означает, что потенциально он не способен выполнять свою работу. Если кто-то не выполняет свою работу, это может поставить под угрозу существование всей группы. Итак, наше умение читать эмоциональные состояния, микромимику, язык тела и даже интерпретировать запахи было критически важным для нашей эволюции как вида. Затем, когда мы одомашнили животных и растения, это привело к тому, что у нас стало больше времени. Обратите внимание на то, как функционируют общество и религия; их суть в безусловном понимании необходимости сотрудничества, заботы и воспитания других. На самом деле результаты различных исследований показали, что кратковременное проявление жестокости не приносит пользу виду. Чтобы выжить в долгосрочной перспективе, виду требуется сотрудничество между отдельными лицами в группе. Конечно, это имеет решающее значение для выживания человеческого рода. 

Я находился в процессе размышления над этими вещами в момент создания Центра в Стэндфорде. В результате своих исследований и интереса я осознал, что понимание того, как мозг реагирует на эти ситуации и как сострадание влияет на нашу физиологию, чрезвычайно важно. 
Как выяснилось, несколько человек уже изучали эти вопросы. Я собрал неофициальную группу ученых в Стэндфорде, и мы начали проводить предварительные исследования, изучая некоторые из этих тем. Затем ко мне пришла идея, что было бы замечательно, если бы Далай Лама приехал в Стэндфорд и выступил с лекцией. Любопытно, что это пришло ко мневголову, когда я шел по университетскому городку. 

Это было в 2007 г., и до этого, честно говоря, меня не интересовал Далай Лама. Я не был особенно духовным и никоим образом не религиозным, но этот образ, как он проводит лекцию в Стэндфорде, действительно поразил меня; в результате все закончилось встречей с Его Святейшеством. Я поговорил с ним о работе, которую начал в Стэндфорде, а затем продолжил разговор о наших исследованиях. Как вы знаете, Его Святейшество очень интересуется этой темой, а также проявляет интерес к нейробиологическим исследованиям медитации. 

В конце нашего разговора Далай Лама начал оживленный диалог на тибетском языке со своим основным переводчиком Туптеном Джинпой, и в конце этого разговора он не только согласился приехать в Стэндфорд, но он также был настолько впечатлен нашей работой, что захотел сделать пожертвования на ее развитие. В то время это было самое большое пожертвование, которое он когда-либо давал для не тибетского дела. Невероятно ошеломляющим и действенным было то, что он подготовил почву для других людей, которые также начали вносить пожертвования для этой работы и в конечном итоге формально способствовали созданию Центра в Стэндфорде, который теперь является частью Школы медицины и филиалом Института нейронауки в Стэндфорде.

 «Меня особенно заинтересовало и продолжает интересовать то, что в основе многих медитативных практик лежит сострадание: сострадание к себе и, конечно, сострадание к другим». 

 В.: Прекрасная история, как всё это зародилось и развивалось с течением времени, и я благодарен, что вы и Далай Лама способствуете развитию чувства сострадания в людях и изучаете его под разными углами. Я полагаю, что некоторые могут сказать, что люди либо рождаются с чувством сострадания, либо нет, или что некоторые группы людей склонны к этому, а другие нет. Догадываюсь, что вы можете заявить, что сострадание можно культивировать систематической практикой. Так ли это? 

Читать дальше

СЧАСТЬЕ

КАМЛЕШ Д. ПАТЕЛЬ

  

Немецкий философ Шопенгауэр задал вопрос: «Как определить, счастлив человек или несчастен?» 

Философ охарактеризовал счастье как полное удовлетворение всех желаний. Можно сказать, что уровень счастья человека математически определяется как:


  Так что, если у вас есть 10 желаний и пять из них исполнены, то вы счастливы на 50 %. Если исполнены 10, то вы счастливы на 100 %. Чем больше у вас желаний, тем сложнее будет удовлетворить их все, следовательно, вы будете менее счастливы. Счастье обратно пропорционально числу желаний. 

Читать дальше

Искусство быть Родителем


МЕГХАНА АНАНД задает вопрос: удается ли нам сохранять в наших детях чистоту, невинность и состояние восторженности? 

  Несколько месяцев назад у меня произошел интересный разговор с моим четырехлетним сыном. В то время, когда я работала за компьютером, он принес мне тарелку со своими любимыми фруктами. Для меня это было настоящим счастьем, ведь не каждый день ваш ребенок отдает предпочтение полезной пище,  а не запрещенным сладостям. Как только я проявила свое одобрение его выбору, он начал есть, смакуя  каждый откусанный кусочек, при этом вид у него был такой довольный и ликующий, что я даже была вынуждена оторваться от экрана и с удовольствием наблюдать за ним.  Вдруг он остановился и как ни в чем не бывало сказал мне: «Мама, я люблю Бога». Это спонтанное высказывание вызвало такой же спонтанный ответ: «Дорогой, я тоже люблю Бога». Я подумала, что на этом диалог окончится, но мой сын застал меня врасплох, когда сказал: «Тогда давай пойдем к Богу». На какое-то время я задумалась, затем сказала: «Хорошо, но ты знаешь дорогу лучше, чем я, так что тебе придется отвести меня к Нему». На это последовал незамедлительный ответ: «Хорошо, мамочка, я отведу тебя к Богу сегодня вечером». 

Читать дальше