СВАМИ ВИВЕКАНАНДА объясняет научную основу раджа-йоги и то, насколько важную роль играет наблюдение в этом процессе.
Все наши знания основываются на опыте. В основе знания, полученного путем умозаключения: от частного к общему или от общего к частному — лежит практический̆ опыт. В так называемых точных науках люди легко находят истину, потому что она апеллирует к определенному опыту каждого человека. Учёный̆ не предлагает вам во что-то верить; у него есть определенные результаты, полученные из его собственного опыта, и, опираясь на них, когда он просит нас поверить в его выводы, он апеллирует к какому-то общему опыту человечества.
В любой точной науке есть базовые знания, общие для всего человечества, поэтому мы сразу можем увидеть, являются ли его выводы истинными или ложными. Теперь возникает вопрос: есть ли подобная основа у религии или ее нет? Я должен ответить на этот вопрос одновременно утвердительно и отрицательно.
Считается, что религия в том виде, в каком она обычно преподносится во всем мире, основана на вере и преданности и в большинстве случаев состоит лишь из набора различных теорий, и это является причиной того, что все религии ссорятся друг с другом. Эти теории, опять же, основываются на вере. Один человек говорит, что есть великое Существо, которое восседает на облаках и управляет всей̆ Вселенной̆, и он просит меня поверить в это исключительно на основании его утверждения. Таким же образом у меня могут быть свои собственные идеи, в которые я прошу поверить других, и, если они спросят, на каком основании, я не смогу им ответить.