Назад к списку

Наблюдение. Научная основа Раджа-йоги.

СВАМИ ВИВЕКАНАНДА объясняет научную основу раджа-йоги и то, насколько важную роль играет наблюдение в этом процессе. 

Все наши знания основываются на опыте. В основе знания, полученного путем умозаключения: от частного к общему или от общего к частному — лежит практический̆ опыт. В так называемых точных науках люди легко находят истину, потому что она апеллирует к определенному опыту каждого человека. Учёный̆ не предлагает вам во что-то верить; у него есть определенные результаты, полученные из его собственного опыта, и, опираясь на них, когда он просит нас поверить в его выводы, он апеллирует к какому-то общему опыту человечества. 

В любой точной науке есть базовые знания, общие для всего человечества, поэтому мы сразу можем увидеть, являются ли его выводы истинными или ложными. Теперь возникает вопрос: есть ли подобная основа у религии или ее нет? Я должен ответить на этот вопрос одновременно утвердительно и отрицательно. 

Считается, что религия в том виде, в каком она обычно преподносится во всем мире, основана на вере и преданности и в большинстве случаев состоит лишь из набора различных теорий, и это является причиной того, что все религии ссорятся друг с другом. Эти теории, опять же, основываются на вере. Один человек говорит, что есть великое Существо, которое восседает на облаках и управляет всей̆ Вселенной̆, и он просит меня поверить в это исключительно на основании его утверждения. Таким же образом у меня могут быть свои собственные идеи, в которые я прошу поверить других, и, если они спросят, на каком основании, я не смогу им ответить. 


Вот почему религия и метафизическая философия имеют дурную славу в наши дни. Похоже, что каждый образованный̆ человек говорит: «Эти религии – только набор теорий без какого-либо стандарта, чтобы судить о них, и каждый человек проповедует свои любимые идеи». Тем не менее, в религии есть основа всеобщей веры, которая обуславливает все разнообразные теории и идеи различных сект в разных странах. Если посмотреть на то, что лежит в их основе, мы обнаружим, что они также построены на опыте, общем для всех. 

«Сначала мы наблюдаем факты, затем обобщаем, а после делаем выводы или формулируем общие правила» 

В первую очередь, если проанализировать различные религии мира, можно увидеть, что они разделяются на два класса: те, которые имеют свои книги, и те, которые их не имеют. Те, у которых есть книги, являются самыми сильными и имеют наибольшее число последователей. Те, у которых книг нет, в основном уже исчезли, а немногие новые имеют совсем мало последователей. Тем не менее они все сходятся в том, что истины, которым они учат, являются результатом опыта отдельных личностей. 

Если обратиться к первоисточнику христианства, вы обнаружите, что оно основано на опыте. Христос сказал, что он видел Бога, ученики сказали, что они чувствовали Бога и так далее. Аналогично в буддизме это опыт Будды. Он ощутил определенные истины, увидел их, соприкоснулся с ними и проповедовал их миру. То же самое относится к индуистам. В их книгах авторы, которых называют Риши, или мудрецами, заявляют, что на собственном опыте испытали определенные истины, и они проповедуют их. Таким образом, очевидно, что все религии мира были построены на этой общей и несокрушимой основе всех наших знаний: непосредственном опыте. Все учителя видели Бога, все они видели свои собственные души, они видели свое будущее, они видели свою вечность, и что они видели, то и проповедовали. 

Единственная разница заключается в том, что большинство этих религий, особенно в наше время, заявляют, что эти переживания в настоящее время невозможны, что они были возможны только для нескольких людей: первых основателей религий, которые впоследствии были названы в их честь. Это я полностью отрицаю. Если в этом мире существовал один опыт в какой-либо конкретной отрасли знаний, из этого однозначно следует, что этот опыт мог повторяться миллионы раз до этого и будет повторяться вечно. Постоянство является строгим законом природы: то, что произошло однажды, может происходить всегда. 

Таким образом, учителя науки Йоги заявляют, что религия не только основывается на опыте древнего времени, но и что ни один человек не может быть религиозным, пока он сам не ощутит то же самое. Йога — это наука, которая учит нас, как получить это переживание. Нет смысла говорить о религии, пока человек не почувствовал это. Почему существует так много волнений, так много войн и распрей во имя Бога? 

Человек жаждет истины, жаждет испытать истину в себе; когда он ухватил ее, понял ее, почувствовал ее в глубине своего сердца, только тогда, как говорят Веды, все сомнения исчезают сами собой, вся темнота рассеивается и все искривления выпрямляются. «Вы, дети бессмертия, даже те, кто живет в высших сферах, — путь найден. Есть выход из всей этой тьмы: через восприятие Его, того, кто выше всей темноты, – другого пути нет». 

Наука раджа-йоги предлагает человечеству практический и научно разработанный метод достижения этой истины. В первую очередь, каждая наука должна иметь свой собственный метод исследования. Я мог бы прочитать вам тысячи проповедей, но они не сделают вас религиозными, пока вы не начнете практиковать метод. Таковы истины мудрецов всех стран, всех возрастов, людей чистых и бескорыстных, у которых не было другого мотива, кроме как нести добро в мир. Все они заявляют, что нашли истину, которая выше того, что мы можем узнать через органы чувств, и они предлагают проверить ее. Они просят нас взять метод и искренне его практиковать, и тогда, если мы не найдем этой высшей истины, у нас будет право сказать, что в этом заявлении нет правды; но было бы нерациональным отрицать истинность этих утверждений прежде, чем мы попробовали метод. Поэтому мы должны работать добросовестно, используя предписанные методы, и свет придет. 

«Какое у человека есть право говорить, что он имеет душу, если он не чувствует ее, или что есть Бог, если он не видит Его? Если есть Бог, мы должны видеть Его, если есть душа, мы должны чувствовать ее; в противном случае лучше не верить вовсе». 

В процессе познания мы используем обобщение, а обобщение основано на наблюдении. Сначала мы наблюдаем факты, затем обобщаем, а после делаем выводы или формулируем общие правила. Знание об уме, о внутренней природе человека, мыслях никогда не может быть получено, пока у нас нет способности исследования фактов и процессов, которые происходят внутри. Наблюдать факты внешнего мира сравнительно легко – для этой цели было изобретено много приборов, но для исследования внутреннего мира у нас нет приборов, чтобы помочь нам. Тем не менее, мы знаем, что должны проводить наблюдения, чтобы это было реальной наукой. Без надлежащего анализа любая наука безнадежна, простое теоретизирование. Именно поэтому психологи ссорятся между собой с самого начала времен, за исключением тех немногих, которые обнаружили средства для наблюдения. 

Наука раджа-йога в первую очередь предоставляет нам такие средства для наблюдения внутренних состояний. Прибором является сам ум. Сила внимания, если ей правильно руководить и направить ее на внутренний мир, будет анализировать ум и выявлять для нас факты. Сила ума подобна рассеянным лучам света; когда они сконцентрированы, они освещают объект. Это наше единственное средство познания. 

Все используют это как во внешнем, так и во внутреннем мире, но у психолога на внутренний мир должно быть направлено такое же детальное наблюдение, какое ученый направляет вовне. Это требует большой практики. С самого детства нас учили обращать внимание только на внешние вещи, но никогда не на внутренние, поэтому большинство из нас почти утратили способность исследовать внутренний механизм. Направить ум внутрь, остановить его стремление выйти наружу, а затем сосредоточить все его силы и направить их на сам ум для того, чтобы он смог узнать свою собственную природу и проанализировать себя — это очень тяжелая работа. Тем не менее, это единственный метод, который можно назвать научным подходом к предмету. 

В чем польза от таких знаний? Во-первых, знание само по себе является высшей наградой знания, а во-вторых, в нем также есть практическая ценность. Оно унесет прочь все наши страдания. Когда, анализируя свой ум, человек встретится с чем-то нерушимым, что является по своей природе вечно чистым и совершенным, он больше не будет несчастным. Все несчастья происходят из страха, из неудовлетворенного желания. Человек узнает, что он никогда не умрет, и тогда у него больше не будет страха смерти. Когда он узнает, что он совершенен, у него больше не будет тщетных желаний, и в отсутствие этих двух причин у него больше не будет страданий, а будет совершенное блаженство, даже в то время, когда он пребывает в этом теле. 

Существует только один способ, с помощью которого можно достичь этого знания, и он называется концентрацией. Как еще были получены все знания мира, как не путем концентрации сил ума? 

Мир готов раскрыть свои тайны, если мы только поймем, как постучаться в эту дверь, как приложить достаточную силу. Сила удара приходит через концентрацию. Сила человеческого разума беспредельна. Чем лучше он сконцентрирован, тем большая сила воздействует на одну точку — в этом секрет. 

Для ума легко концентрироваться на внешних вещах, поскольку ум естественно направлен наружу, но это не так в отношении религии, или психологии, или метафизики, где субъект и объект являются одним и тем же. Объект находится внутри, ум является объектом, и необходимо изучить сам ум — то есть ум изучает ум. 

Мы знаем, что есть сила ума, называемая рефлексией. Сила ума должна быть сконцентрирована и направлена на сам ум, и подобно тому, как самые темные места раскрывают свои секреты, когда на них падают лучи солнца, так же и этот сосредоточенный ум проникнет в свои сокровенные тайны. Таким образом мы сможем прийти к основе веры, к реальной подлинной религии. Мы сами сможем ощутить, есть ли у нас душа, длится жизнь пять минут или вечность, есть Бог во Вселенной или Его нет. Всё это будет открыто нам. Это то, чему предлагает учить раджа-йога. 

Цель всего учения раджа-йоги состоит в том, чтобы сконцентрировать свой ум, чтобы затем обнаружить глубочайшие тайники своего ума, потом обобщить содержание и сделать собственные выводы. Каждый человек имеет право и способность искать религию. Каждый человек имеет право спросить: «Почему?» – и сам ответить на свой вопрос, если он только приложит усилия. 

Итак, мы видим, что при изучении раджа-йоги не требуется ни веры, ни преданности. Не верьте ничему, пока не откроете это сами — это то, чему она учит нас. Для истины не требуется опора, чтобы она могла выстоять. 

Конечная цель всей науки — найти Единство, Того, из которого происходит многообразие, Того одного, который существует как множество. Раджа-йога предлагает начать с внутреннего мира, изучить вну-треннюю природу. 

Ум — это как инструмент в руках души, посредством которого душа воспринимает внешние объекты. Ум постоянно меняется и колеблется и может, когда он приведен к совершенству, подключаться, либо к нескольким органам, либо к одному, либо не подключаться ни к одному. Совершенный ум может подключиться ко всем органам одновременно. Он имеет рефлексивную способность заглянуть вглубь себя. Эта рефлексивная способность является тем, чего хочет достичь йог; концентрируя силы своего ума и обращая их внутрь, он стремится познать, что происходит внутри... Любая наука требует определенных приготовлений и имеет свой собственный метод, которому необходимо следовать, прежде чем ее можно понять. То же самое относится и к раджа-йоге. 

Выдержки из «Введения в раджа-йогу» 

Свами Вивекананда 
(1863 — 1902 гг.) 


Вивекананда был выдающимся человеком духовности XIX века, чьим Гуру был Святой Рамакришна Парамаханса. Вивекананда представил индийскую философию йоги западному миру и просветил человечество в межконфессиональном вопросе. Вивекананда, вероятно, наиболее известен вдохновляющим выступлением на Всемирном Парламенте Религий в Чикаго в 1893 г., которое начиналось словами: «Мои американские братья и сестры!»