Неопубликованная запись
Пространство, время и сотворение Вселенной
В этой статье КАМЛЕШ Д. ПАТЕЛЬ делится с нами некоторыми мыслями о перспективах расширенного сознания.
Цель жизни состоит в том, чтобы способствовать раскрытию имеющегося сознания до его полного потенциала. Это расширение в конечном счете приводит нас к состоянию легкости и радости, когда тонкие тела очищены, легкие и утонченные, когда больше нет разделения между сердцем и умом — они едины, где сердце — это поле действия ума, и наоборот. Это единое, целостное состояние известно как йога. Все практики йоги созданы для того, чтобы привести к этому состоянию единства или объединения с Источником всего сущего.
В мистических традициях и религиях этому Источнику всего сущего дано имя Бог, или Божественное. В науке это называется Абсолютом, конечной реальностью или изначальным состоянием существования. Это Основа, на которой всё существует, субстрат существования Вселенной. Йога объединяет оба направления человеческой мысли, так как она имеет дело с чистым знанием. Йоги высокого уровня способны на это, благодаря прямому опыту, и они описали Бога научным способом. Такое прямое восприятие возможно, благодаря расширению сознания, которое происходит посредством йогической практики.
Например, в физике ученые говорят о пространственно-временном континууме, и йоги описывают то же самое через взаимодействие акаша и авакаша, — эти слова на санскрите означают соответственно пространство и время.
Вот краткое описание, которое сделал великий йог XX в. Рам Чандра из Шахджаханпура:
До сотворения везде было лишь пространство. Таким образом, сущность Бога (Иша) была более поздним созданием, понадобилось некоторое время для его появления. Мы воспринимаем пространство как бескрайнее и вечное, соответственно делаем заключение, что Бог тоже вечен. Время последовало за появлением Бога. Таким образом, пространство послужило матерью для создания Бога, а время было его непроявленной формой. Всё должно иметь свой конец в Бесконечности. Движение также было там во всем, каким бы тонким и незаметным оно ни было. Вы можете также спросить, кто тогда создал пространство? Единственным возможным ответом может быть то, что необходимость сотворения Бога и Вселенной явилась причиной существования пространства. Оно есть и всегда будет, и поэтому является вечным…
Если кто-то развил в себе состояние пространства (акаша), значит он достиг наивысшей точки… Акаша, или пространство, — это Абсолют. Он не состоит из частиц, так же в нем не происходит никакого действия. Он совершенно чистый и беспримесный...
Акаша — это пространство, в то время как авакаша — это время, оба эти понятия сильно отличаются друг от друга. Время — возникновения пространства можно считать более грубым состоянием, чем акаша. По сути, Вселенная является проявлением времени, или авакаша, в то время как Бог — это проявление акаша, или пространства...
В то время, когда был только Абсолют и не было творения, вопрос времени не возникал вовсе. Когда мысль о сотворении возникла в Основе, она была совершенно свободна от всего. Она продолжала развиваться и, благодаря эффекту движения, трансформировалась в силу с потенциалом действия. Но для действия она должна естественным образом нуждаться в поле, или основе. Отныне небольшая пауза, разделяющая изначальную мысль и последующее существование, или, другими словами, пауза между причиной и следствием и стала существовать. Это может быть, соответственно, истолковано как «длительность» или «время», и она служила полем для ее действия. Таким образом, время, слившееся с силой, само трансформировалось в силу для последующих действий в отношении творения.
Как правило, мысль, когда она становится глубокой, привносит в действие подобие паузы, которая имеет огромнейшую силу. Что касается Центра, вопрос глубины не поднимается вовсе из-за совершенной однородности в нем. Идеи о скорости силы, непосредственного действия ума, там также не было, так как Центр, или Наивысший Брахман, хотя и Абсолют, не обладал умом.
Таким образом, что бы ни существовало между мыслью и действием, – это сила, определенная как «время». Эту же силу мы также получили в наше распоряжение, но в соответствии с нашей ограниченной способностью. Теперь, чтобы воспользоваться этой силой, мы должны соединить ее с более значительной силой Центра, которая есть всё и абсолютна… С моей точки зрения, наука физика не может восприниматься как законченная без полного знания об этой великой силе, которая на самом деле является источником всех сил. (Рам Чандра «Полное собрание сочинений Рам Чандры», т. 1).
Этот текст был написан в 1940-х гг. на основании прямого восприятия Рам Чандрой взаимосвязи между пространством, временем и сотворением Вселенной. Его способность получать подобное знание напрямую была следствием его высокообразованного сознания. Не имея познаний в физике, он мог легко проникать в материю и описывать в деталях внутреннюю структуру атома. Подобным образом великий математик Шриниваса Рамануджан был способен посредством прямого восприятия постигать чистые математические функции в природе, которые впоследствии были доказаны западными эмпирическими методами.
Эта способность прямого восприятия может быть развита с помощью трех основных йогических практик.
Первая — это удаление всех сложностей или впечатлений, накопленных нами, с помощью Йогического Очищения, которое поддерживается Йогической Передачей. В результате восприятие становится очищенным. Это как будто смотреть на дно пруда сквозь спокойную прозрачную воду вместо того, чтобы стараться разглядеть дно в мутных бурлящих потоках. Ясность и умение различать приходят в результате очищения тонкого тела от всех этих сложностей.
Второй процесс заключается в очищении функций тонкого тела — интеллекта, мышления и эго, чтобы сознание могло расшириться и эволюционировать.
Интеллект совершенствуется до мудрости, мышление углубляется до чувствования и за его пределы и далее эго смещает фокус с «Я» на существование ради блага всех. Эти изменения происходят, благодаря медитации с йогической передачей.
С математической точки зрения:
Расширение сознания прямо пропорционально очищению эго, интеллекта и ума. И, чем сильнее власть эго, тем меньше шансов для расширения сознания.
Третий процесс — это соединение сознания с Источником через сердце. Это знак расширяющейся мудрости, и он активизируется подобно выключателю во время практики молитвы.
Со временем, благодаря выполнению этих трех простых ежедневных практик: медитации утром, очищения вечером и молитвы перед сном, — наши внутренние возможности просыпаются, включая интуицию, исходящую из подсознания, и вдохновение, исходящее из сверхсознания. Мы реализуем наш истинный потенциал.
Традиционная наука сегодня признает, какую малую часть нашего человеческого потенциала мы в действительности используем, но она не в состоянии дать нам инструменты для увеличения наших возможностей. Ученые, исследующие внутренний мир, великие святые, йоги и мистики мира — кто показал нам, как это сделать. Не правда ли, интересно, что знания именно этих великих людей часто называют ненаучными!
В действительности то же самое происходит и в мире науки. Галилео Галилей сегодня считается отцом наблюдательной астрономии, отцом современной физики, отцом научного метода и даже отцом науки. Тем не менее, когда он был жив, его посадили под домашний арест на оставшиеся 30 лет его жизни за его утверждение, что Земля не является центром Вселенной. Сегодня в это трудно поверить, но в начале XVII в. он был провозглашен еретиком за свои астрономические открытия! Те, кто были на передовой знания, часто ломали стереотипы. К счастью, наука сейчас начала признавать то, что йоги высокого уровня знали давно, благодаря их расширенному сознанию.
Когда мы размышляем над великими научными открытиями и йогическими находками, источник этих исследований всегда находится в полностью расслабленном состоянии индивидуумов.
Давайте вспомним великие открытия Архимедовых Принципов, фундаментальных принципов гравитации Сэра Исаака Ньютона, радиоактивности Мадам Кюри, открытие структуры молекулы бензола и двойную спираль структуры ДНК. Духовные открытия и научные открытия приходят из одного источника. Они вовсе не противоположны или различны в своих подходах.
Столь многие духовные практики откроют нам свою реальную научную основу, если мы по-настоящему погрузимся в них. Мы становимся скептиками только тогда, когда не понимаем их значимость, что печально. Было бы здорово заглянуть в научную основу бесчисленного количества религиозных ритуалов, которые вошли в ежедневный обиход многих культур.
Ранее такое расширенное сознание было прерогативой лишь тех йогов и мистиков, которые отказались от мирской жизни, но сегодня оно доступно всем через практику Heartfulness. И это приносит качественные изменения в наши жизни.
Наше текущее сознание расширяется по направлению:
- от привязанности к непривязанности;
- от самовлюбленности к бескорыстию;
- от реакций через ум к восприятию через сердце;
- от ограниченности сдерживающего эго к отсутствию эго, исчезновению осознания самого себя;
- от дискретного восприятия времени к исчезновению времени;
- от сжатия к расширению;
- от беспокойства к гармонии;
- от несбалансированности к балансу;
- от тьмы к свету;
- от тяжести к легкости;
- от грубости к утонченности;
- от сложности к простоте;
- от нечистоты к чистоте;
- от желаний к отсутствию желаний;
- от мышления к чувствованию, от чувствования к переживания опыта, от переживания опыта к бытию, от бытия к небытию;
- от «я, меня и мое» к «мы, нас и наше»;
- от интелектуализации к мудрости;
- от всего, что у нас есть, к тому, что все, что у нас есть – это ЛЮБОВЬ;
- от мирского сознания к божественному сознанию, освобождающего нас даже от свободы.
Камлеш Д. Патель выполняет многочисленные обязанности современного учителя. Можно увидеть, как он медитирует дома с группой последователей в возвышенной тишине гималайского ашрама, обучает тысячи людей медитировать во время международной конференции в Лионе, Франция, или в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, общается с новобранцами в полицейской академии в Дели и делится жизненными советами со студентами в университетском городке средней школы в Мумбае.
Известен многим как Дааджи он представляет то редкое и удивительное сочетание восточного сердца и западного ума, что позволяет ему глубо-ко погружаться в центр своего существования, в сердце, и в то же время использовать научный подход к новым исследованиям в области медитации, духовности и эволюции человека.
Дааджи – президент института Heartfulness и четвертый духовный руководитель по линии преемственности в системе медитации Сахадж Марг. Дааджи курирует центры Heartfulness и ашрамы более чем в 130 странах мира и руководит 8000 сертифицированных инструкторов, которые могут осуществлять йогическую передачу под его контролем.