«Медитация представляет собой процесс, позволяющий перейти от размышлений к чувствованию. Это путешествие от сложности ума к простоте сердца».
Камлеш Д. Патель
Медитация зачастую определяется как постоянное размышление об одном объекте. Мы часто застреваем на этом определении, теряем реальную цель медитации. Медитация должна раскрывать истинную природу того объекта, на который мы медитируем. Такое откровение приходит не в форме мысли, но как ощущение. Таким образом, медитация представляет собой процесс, позволяющий перейти от размышлений к чувствованию. Это путешествие от сложности ума к простоте сердца. Именно поэтому в большинстве методов медитации участвует сердце.
Хотя мы и можем с легкостью вспомнить образ или идею, вспомнить свое ощущение бывает трудно. Вы когда-нибудь пытались вспомнить вкус блюда, которое пробовали много лет назад? Вы можете вспомнить то место, в котором ели, вы даже можете вспомнить ту атмосферу, но фактический вкус пищи невозможно восстановить в памяти. Почему? Так происходит потому, что чувство находится в настоящем моменте, сейчас. Таким образом, мы не можем быть счастливы от ощущения хорошей медитации, проведенной в далеком прошлом. Конечно, память о великих откровениях, пришедших во время медитации, — это хорошо, но это сродни тому, как раз в жизни выиграть джек-пот, а затем оставаться нищим. Чувство, которое мы получаем во время медитации, должно стать постоянным.
Тем не менее, даже чувство имеет свои ограничения. Сердце никогда полностью не удовлетворяется одними только чувствами. В какой-то момент чувство становится бременем, даже если это чувство удовольствия, радости или даже блаженства. С чувствами трудно справиться. Во время настоящей медитации мы погружаемся в абсолютное ничто, полное отсутствие ощущения.
Если вы внимательно изучите свое сознание, то обнаружите, что оно имеет множество состояний так же, как вода имеет различные состояния. С помощью бодрствующего сознания мы взаимодействуем с миром. Сознание человека, сосредоточенного только на внешнем мире, соответственно воспринимает только внешний мир. Когда мы спим, мы входим в сознание сновидений, а во время глубокого сна наше сознание погружается очень глубоко. Во время медитации сознание движется по направлению к нашему внутреннему «Я», которое является центром нашего существования. Когда во время медитации мы проходим через различные состояния, мы входим в особое состояние сознания, находясь в котором, мы мгновенно оказываемся в глубине нашего существования, в то же время, осознавая происходящее вокруг нас.
Истинный искатель Реальности активно принимает участие в мирской жизни, продолжая пребывать в медитативном состоянии.
Это противоречие между притяжением к внутреннему «Я» и тягой нашей осознанности к внешней периферии существует только до тех пор, пока не будет всеохватывающего медитативного состояния, распространяющегося на все состояния сознания, будь то бодрствование, медитация или сон. Находясь в таком расширенном состоянии сознания, человек не способен провести различия между мирской и духовной деятельностью, так как он делает всё в чистом медитативном состоянии.